Эта опция сбросит домашнюю страницу этого сайта. Восстановление любых закрытых виджетов или категорий.

Сбросить

Секреты автомобильной газификации


Опубликованно 04.10.2016 06:45

Секреты автомобильной газификации

Эксперт о том, где и какое ГБО нужно устанавливать на авто

Газобаллонное оборудование и раньше привлекало внимание автомобилистов. Но сейчас, по мере роста разрыва в стоимости между бензином и сжиженным газом, желающих установить ГБО на свой автомобиль становится все больше.

В то же время многих автомобилистов от газификации транспортного средства сдерживает высока стоимость ГБО (после обвал гривны оно резко подорожало), противоречивые отзывы о работе двигателей внутреннего сгорание на бутан-пропановой смеси и страшилки на «ютьюбе», где показаны эффектные взрывы газифицированных авто.

Чтобы помочь разобраться в тонкостях автомобильной газификации, мы встретились с человеком, который знает о газе и газо-балонном оборудовании все.

Наш собеседник

Виталий Немировский. Менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Авто Газ Глобал». С газовым оборудованием работает свыше 25 лет, занимался разработкой газификации учреждений. Последние 10 лет занят газовой тематикой на автотранспорте.

Примечание: для сокращения объема статьи редакционные вопросы не публикуются.

Срок окупаемости

На сегодняшний день уровень газификации автомобилей, оснащенных бензиновыми двигателями составляет около 20%. Официальная статистика приводит на порядок меньшую цифру, однако она распространяется на все транспортные средства, что не есть правильно. Во-первых, газификация дизельных авто началась совсем недавно. При этом ставить ГБО на дизельные легковые авто во многих случаях не имеет смысла. Во-вторых, газификация микролитражек или очень старых автомобилей не имеет смысла по определению – затраты просто не окупятся.

В зависимости от аппетита автомобиля и стоимости оборудования установка ГБО окупается через 12-17 тыс. км пробега

Если говорить об уровне газификации тех автомобилей, для владельцев которых установка газобалонного оборудования (ГБО) экономически целесообразна, то, по нашим оценкам, доля автомобилей с ГБО достигает 35-40%.

В чем секрет популярности ГБО? Использование сжиженного газа позволяет снизить расходы на топливо на 30-40%. Считаем: если ваше авто потребляет 10 л бензина на 100 км пробега, то при стоимости А-95 17 грн/л вы на каждой «сотне» экономите не менее 50 грн. Значит, комплекта оборудования стоимостью 5500 грн окупится после 10 000 км пробега. Расходами на ТО ГБО в данном случае можно пренебречь – его рекомендуется проводить каждые 10 000 км и в зависимости от типа установки оно обойдется в 150-300 грн., что значительно меньше 5000 грн, которые вы сэкономите при пробеге между ТО.

Газификация дизельных легковых авто обычно смысла не имеет

Газодизельные установки на легковых автомобилях ставить не стоит – комплекты ГБО для дизелей значительно дороже и окупаются только на тех транспортных средствах, которые потребляют много топлива: бусах, грузовиках, тягачах, тракторах, развозных фургонах и пикапах, пр. По нашему мнению газодизельные установки представляют наибольший интерес для автопарков с «прожорливой» техникой с высоким среднегодовым пробегом. Наши корпоративные тесты показали, что для дизельных транспортных средств с аппетитов от 15 л/100 км экономия при переходе на ГБА составляет 36 грн/100 км. Иными словами оборудование стоимостью 16 тыс. грн окупится при пробеге 36 тыс. км.

Метан/Пропан-бутан

Автомобилисты, которые впервые собираются газифицировать свой экипаж, иногда стоят перед выбором: на какой именно вид топлива переводить авто – на пропан/бутан или на метан. Мы работаем и с тем и другим, поэтому можем дать объективную информацию, полезную для клиентов.

Тороидальный газовый баллон устанавливается вместо запаски, что позволяет сэкономить место в багажнике

Метан позволяет экономить больше, чем пропан-бутановая смесь, но в полном баллоне он хранится под давлением 200 атм, что на порядок выше рабочего давления пропан-бутанового ГБО (около 15 атм). С точки зрения безопасности это не проблема, поскольку современное ГБО, включая метановое, исполнено на очень высоком техническом уровне и имеет многоуровневую защиту. Но это правило действует при двух условиях: оборудование исправно и вовремя проходит квалифицированное обслуживание. Закачайте в некондиционную емкость обычный воздух – под давлением 200 атм бабахнет так, что мало не покажется.

Метановые заправки редкость даже в столице, поэтому оборудование для этого типа топлива лучше устанвливать на авто, которые постоянно эксплатируются в городе

Есть еще один нюанс, о котором установщики ГБО часто умалчивают: метановых АГЗС в Украине очень мало! Даже в Киеве их всего четыре. Ну, какая там экономия, если до ближайшей метановой заправки придется ехать 200 км на бензине? Поэтому метановое оборудование подходит только тем автомобилям, которые постоянно и помногу ездят в городе: таксомоторам, развозным пикапам, специальным авто (скорая, пожарная, милиция) пр. В остальных случаях лучше отдать предпочтение пропан-бутану.

Выбор установщика

Выбирая компанию, которая займется переоборудованием вашего автомобиля, обратите внимание на две вещи: первое – какой статус от каких производителей она имеет; второе – насколько развита сеть облюбованной компании в Украине.

Установка ГБО требует вмешательства в работу бортовой электронной и компьютерной сетей. Доверять такую операцию кому угодно не стоит!

Первый параметр важен вот почему. Европейские производители газового оборудования очень скрупулезно выбирают партнеров, поэтому статус импортера, дистрибьютора или дилера говорит о том, что на данной станции используется современное оборудование и работает квалифицированный персонал. Ну а развитая сеть компании говорит о том, что она имеет серьезные бизнес-планы и не закроется по окончании установочного сезона.

Сезонные установщики представляют серьезную опасность для автомобилистов. Да, они выполняют работы по установке ГБО гораздо дешевле, чем сертифицированная станция. Но при этом «гаражные установщики» часто работают на протяжении одного сезона, а потом меняют дислокацию. Между тем обязательным условием безопасной и эффективной работы ГБО является регулярное ТО. И где его проводить, если «цирк уехал»? Причем вместе с «клоунами»!

Нам часто приходится обслуживать автомобили, газифицированные «в гаражах». И нередко работа там выполняется на таком «техническом уровне», что с машиной просто страшно работать. В буквальном смысле этого слова: чего стоят не закрепленные трубки газопровода, болтающиеся под днищем! Можно понять, когда в гараже газифицируются древние «Жигули» или «Волги». Но когда на собственной безопасности экономит владелец иномарки стоимостью от $20 000 – это странно.

Производители

В Украине чаще всего используется итальянское или польское ГБО. Реже голландское и немецкое. А в последнее время все чаще встречается оборудование китайского производства. С него и начнем.

Наибольшую опасность представляют собой китайские копии фирменного оборудования. Визуально копии бывают настолько точными, что не каждый менеджер отличит её от, скажем, немецкого оригинала. Нюанс заключается в том, что копии чаще всего ставят в гаражах. Умножив гаражную инсталляцию на качество сувенира из Поднебесной, получаем взрывоопасную (в буквальном смысле этого слова) смесь. Ну, какие тут еще нужны комментарии?

Голландское и немецкое оборудование исполнено на самом высоком уровне, но стоит немало и, главное, рассчитано на качественный автомобильный газ. А у нас с этим качеством серьезные проблемы…

Оптимальным выбором можно считать итальянское и польское ГБО. Отмечу, что оборудование Made in Poland, которое импортируется нами, конструируется и собирается с учетом украинских пропан-бутановых реалий, а потому более сдержанно реагирует на топливо, которое не соответствует никаким стандартам. Итальянцы в этом смысле более требовательны.

Газ

На сегодняшний день качество автомобильного газа – самая большая проблема для установщиков (особенно в гарантийный период) и клиентов. Зачастую никто не может понять, что именно заливают украинские химики в баллоны. В нашей практике был случай, когда открученный механиком использованный топливный фильтр вспыхнул через несколько секунд после контакта с воздухом – что он отфильтровал из баллона?!

На иных АГЗС продают такое "паливо", что не выдерживают даже фильтры

Еще более дикий случай произошел с нашим клиентом, вернувшимся из Крыма (до оккупации полуострова российскими войсками и наемниками – прим. ред.). Он заправился в курортной зоне, проехал пару сотен км, почувствовал, что что-то не так и перешел на бензин. Когда автомобиль попал к нам на ТО, оказалось, что необходимо менять 80% ГБО – от баллона до фильтров. Мы до сих пор не представляем себе, чем торговали крымские АГЗС, но нагар и грязь от диверсионно-газовой смеси, которую вкусило авто, не смывался даже самыми агрессивными растворителями.

Отсюда самое главное правило эксплуатации автомобиля на газу: если у вас есть хоть малейшие сомнения в качестве газа, который вам предлагают на заправке, переключайтесь на бензин и отправляйтесь к более удаленной, но более надежной АГЗС.



Категория: Авто